УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СЕТЬ ПО ГЕНДЕРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ ДЛЯ СТРАН БЫВШЕГО СССР

ХЦГИ
рубрики : главная : спецкурсы : Хоткина Зоя Александровна english
ХЦГИ
события
институт летних школ
журнал ХЦГИ «Гендерные исследования»
книжная серия ХЦГИ «Гендерные исследования»
дискуссионный список рассылки
cетевые ресурсы по гендерным исследованиям в бывшем CCСР
исследовательские проекты
международные партнерские проекты
стратегический семинар
база данных модулей по гендерным исследованиям
публикации ХЦГИ
библиография
спецкурсы
дистанционное обучение (2002-2007)
контакты

Хоткина Зоя Александровна

Кандидат экономических наук, доцент, Институт социально-экономических проблем населения РАН; Московский Центр Гендерных Исследований;
Директор Центра Документации «Женский Архив»;

Адрес:
Нахимовский проспект, 32
Москва
117218, Россия
Тел./факс: (095) 125 6419 (МЦГИ)
Тел./факс: (095) 305 1539 (дом.)
E-mail: zkhotkina@mtu-net.ru

Гендерные аспекты занятости: мужчины и женщины на рынке труда

Программа курса

Учебный курс прочитан в 2000 г. студентам 4 курса экономического факультета Российского государственного гуманитарного университета

Введение

Где и как работают мужчины и женщины? Почему работают мужчины и женщины? Почему у них разная заработная плата? Почему когда организации требуется начальник, то на эту работу практически всегда приглашают мужчину, а когда нужен секретарь –– женщину? Как, когда и почему сложилось подобное распределение труда в обществе? Обсудить и попытаться ответить на эти и другие подобные вопросы вы сможете, записавшись на спецкурс –– «Гендерные аспекты занятости или мужчины и женщины на рынке труда».

Гендерные исследования это новое прогрессивное направление российской гуманитаристики, в соответствии с которым считается, что различия социального статуса и экономического поведения, женщин и мужчин обусловлены не их биологическим полом, а возникают в результате сложного процесса социокультурного конструирования обществом представлений о мужских и женских ролях, нормах поведения, ментальных и эмоциональных характеристиках. В сфере экономики наиболее ярким отражением гендерного неравенства являются сложившееся распределение труда между полами, неодинаковые возможности мужчин и женщин в вопросах оплаты труда, профессиональной занятости и карьеры.

Изучение гендерных аспектов экономического поведения на рынке труда поможет студентам более глубоко и всесторонне понять особенности формирования различных экономических структур и процессов и, в этом смысле, данный спецкурс может рассматриваться, как важная составная часть более широкого курса, направленного на изучение социально-экономической политики.

Пояснительная записка

Специальный курс Гендерные аспекты занятости или Мужчины и женщины на рынке труда предназначен для студентов 4-го курса экономического факультета.

Объем спецкурса –– 28 часов (14 ч.–– лекций и 14ч. –– семинары)

Тематика настоящего спецкурса фокусируется на гендерных (социо-половых) аспектах экономики труда и занятости. Рассматриваются сущность и причины гендерного неравенства мужчин и женщин на рынке труда, в том числе, различий в оплате труда, неравномерного распределения по отраслям экономики и профессиям. Особое внимание в спецкурсе уделено актуальным проблемам российского рынка труда в переходной экономике –– гендерным аспектам занятости и безработицы, занятости в теневой экономике, проблемам конфликта профессиональных и семейных ролей, проблемам домашних хозяйств и неоплачиваемого домашнего труда. Гендерные проблемы труда и занятости рассматриваются также в исторической ретроспективе и с позиций кросс-культурного анализа проблем гендерной экономики труда: занятости и безработицы мужчин и женщин в странах разного уровня экономического развития.

Предметом изучения являются особенности социально-экономического и трудового поведения мужчин и женщин на рынке труда в переходной экономике.

Цель курса — ввести студентов в гендерную проблематику, показать как и почему различаются социальные роли мужчин и женщин в обществе и в сфере труда, как биологические различия между ними трансформируются культурой в социальное неравенство, которое затем отражается на возможностях самореализации личности мужчин и женщин, возможностях их профессиональной карьеры и выбора жизненного пути.

Основные задачи курса:

  • помочь студентам овладеть теоретическими и методологическими основами нового направления российской гуманитаристики, получившего название –– гендерные исследования.
  • познакомить студентов с основными понятиями и терминами, такими как «гендер», «гендерная система», «гендерный контракт», «социально-культурное конструирование», «гендерные стереотипы»,«гендерная асимметрия» и особенностями их применения и использования в рамках экономики труда и теории занятости;
  • показать влияние полоролевых стереотипов и норм на личность мужчин и женщин, и на их положение в обществе и в системе трудовых отношений.
В результате изучения курса студенты смогут:
  • иметь целостное представлений о положений мужчин и женщин на рынке труда и причинах гендерной асимметрии как на уровне отдельного предприятия или фирмы, так и в обществе в целом;
  • уметь использовать теоретические положения гендерной теории рынка труда к решению реальных проблем трудовых отношений и конфликтов между мужчинами и женщинами в трудовом и коллективе;
  • уметь использовать методы гендерного анализа для изучения положения мужчин и женщин в сфере практического хозяйствования и принятия управленческих решений;
  • проводить гендерную экспертизу трудового законодательства на общегосударственном уровне и политики занятости как на уровне предприятия или фирмы, так и на уровне региона.
Курс предполагает промежуточные формы контроля и отчетности в виде учета активности участия в групповых дискуссиях и ролевых играх, выполнения практических упражнений и заданий, возможными формами отчетности является также ведение дневника и написание эссе по выбранной или предложенной теме.

Тема 1. Введение. Предмет, метод и с содержание курса

  • Краткая характеристика содержания курса - Как и почему различаются мужчины и женщины?
  • Основные понятия и термины гендерных исследований
  • Методология и методы гендерной экономики труда.
  • Критика экономических методов и подходов.
Тема 2. Гендерная история рынка труда в России
  • Гендерные аспекты трудовых мобилизации и демобилизаций
  • (1925–1997гг.) –– Социально-экономические факторы занятости;
  • Гендерная сегрегация рабочих мест;
  • Ситуация различных профессиональных групп;
  • Взаимосвязь между сегрегацией и оплатой труда.
Тема 3. Гендерная асимметрия на рынке труда в России:(1) Занятость
  • Сколько мужчины и женщины работают?
  • Где работают мужчины и женщины?
  • Сколько зарабатывают мужчины и женщины?
  • Вторичная занятость мужчин и женщин.
  • Формальный и неформальный секторы рынка труда;
Тема 4. Гендерная асимметрия на рынке труда в России: (2) Безработица
  • Гендерные аспекты политики занятости и безработицы;
  • Особенности мужской и женской безработицы;
  • Парадоксы статистики и учета безработицы;
  • Последствия безработицы для мужчин и женщин.
Тема 5. Гендерная дискриминация на рынке труда
  • Экономическое определение дискриминации;
  • Явная и скрытая дискриминация в сфере труда;
  • Насилие в сфере труда (Сексуальные домогательства);
  • Антидискриминационное трудовое законодательство.
Тема 6. Кросс-культурные сравнения. Существует ли гендерная асимметрия занятости в других странах?
  • Развитые страны;
  • Скандинавский феномен;
  • Социалистические и кооперативные страны;
  • Развивающиеся страны.
Тема 7. Гендерная сегрегация занятости в неформальной экономике
  • Теневая или неформальная экономика –– сущность и причины роста;
  • Гендерная сегрегация занятости в сфере неформальной экономики;
  • Челночный бизнес;
  • Социальная и трудовая политика
  • Гендерные аспекты занятости в малом
Тема 8. Гендерные аспекты малого бизнеса
  • Гендерная структура малого бизнеса;
  • Гендерные аспекты занятости в малом бизнесе;
  • Цена успеха? Страх успеха?
  • Гендерные особенности управления бизнесом.
Тема 9. Насилие на рабочем месте
  • Что такое сексуальные домогательства?
  • Экономический, социальный и правовой аспекты проблемы;
  • Сексуальные домогательства: личная или политическая проблема?
Тема 10. Труд и семья: работники с семейными обязанностями
  • Демографические тенденции';
  • Образование, зарплата и семья;
  • Гендерные аспекты разделения домашнего труда;
  • Экономика и идеология: репродуктивные права.
Тема 11. Гендерные аспекты теории домохозяйств
  • индустриализация и разделение труда на "общественное производство" и "домашнюю работу";
  • "Невидимая работа": основные теоретические подходы;
  • Проблемы оплачиваемого и неоплачиваемого труда;
Тема 12. Трудовое законодательство и права человека
  • Российское трудовое законодательство;
  • Гендерная экспертиза российского трудового законодательства
  • Международное законодательство о труде;
  • Конвенции МОТ о равенстве прав в сфере труда;
  • Гендерные аспекты прав человека в сфере труда.
Тематический план спецкурса

Гендерные аспекты занятости: мужчины и женщины на рынке труда

  1. Введение. Предмет, метод и с содержание курса
  2. Гендерная история рынка труда в России
  3. Гендерная асимметрия рынка труда в России: (1) Занятость
  4. Гендерная асимметрия рынка труда в России: (2) Безработица
  5. Гендерная дискриминация на рынке труда
  6. Гендерные аспекты бизнеса
  7. Гендерные аспекты неформальной занятости
  8. Труд и семья: работники с семейными обязанностями
  9. Гендерные аспекты теории домохозяйств
  10. Трудовое законодательство и права человека
Основная литература
  1. Эренберг Р.Дж. и Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная, политика. Пер. с англ. под ред. Р.Колосовой, Т.Разумовой, С.Рощина. Гл.2, Обзор рынка труда. сс.31-72, Гл.12, Пол, раса и национальность как факторы на рынке труда, М.: Изд.МГУ, сс. 445-498.
  2. Гиденс Э. Социология. Гл.6, Гендер и сексуальность. сс.152-179, Гл.15 Труд и экономическая жизнь, М.: Эдиториал УРСС, 1999, сс. 451-482
  3. Вопросы жкономики 2000, №3 (гендерный выпуск журнала)
  4. Журженко Т. Экономическая теория и феминизм. в кн. Теория и история феминизма. Курс лекций. Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков, Ф-Пресс,1996. сс. 181-223,
  5. Женщина Гендер Культура. Под. ред. З.А. Хоткиной, Н.Л. Пушкаревой, Е.И. Трофимовой. Гл.2, Женщина в обществе, М.: МЦГИ, 1999, сс.153-284.
  6. Хоткина З.А. Гендерная асимметрия в сфере занятости. в кн. Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». Под. ред.О.Ворониной, З.Хоткиной, М.: 1997, сс.60-64
  7. Вулли Ф. Феминистский вызов неоклассической экономической теории. Альманах THESIS. Женщина, Мужчина, Семья. М.:1994, № 6, сс.77-100.
  8. Кандиоти Д. Пол в неформальной экономике: проблемы и направления анализа. В кн. Неформальная экономика. Под.ред. Т.Шанина. М.: «Логос», 1999, сс.356-370
  9. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Том 1. М.: МФФ, 1998
  10. Радаев В. В. Экономическая социология (курс лекций). М.: Аспект Пресс, 1997., Раздел 6.Человек в сфере занятости. сс.183-222
  11. Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. Самара, 1997
вверх
разработка сайта: Вирченко Руслан