«Банный лист. Рейтинг текущего момента:
Жан-Франсуа Лиотар. Хайдеггер и «евреи». - СПб.: Аксиома.
Теодор В. Адорно. Эстетическая теория, - М.: Республика.
Людвиг Виттенштейн. Записки по философии психологии. - М.: Логос
Жиль Делез. Эмпиризм и субъективность. Учение Канта о способностях. Бергсонизм. Спиноза. - М.:ПЕР СЭ.
Ирина Жеребкина. Страсть. Женское тело и женская сексуальность в России.- СПб.: Алетейя.»
Книжное обозрение «Ex libris HГ» №41 (213) 1 ноября 2001
«Русский феминизм и «женская культура». Русская женская уникальность. Русские
«феминистки до феминизма», во время феминизма и по ту сторону феминизма: Апполинария Суслова и Вера Засулич, Марина Цветаева и Нина Берберова, Лидия Гинзбург и Лиля Брик, Зинаида Гиппиус и София Парнок.»
Выбор редакции. Книжное обозрение №43 (1845) 22 октября 2001
«Оригинальность этому тексту придает не его феминистская ориентация, но скорее выбранные тема и метод. Тема - женские сексуально-телесно-истерические «политики субъективации» в отечественной культуре конца XIX-XX веков.
Автор ... расскажет о специфически женском (мужчине неведомом) Наслаждении - в тексте без перевода jouissance feminine) с его истерическим театром масок, бесконечной сменой нарядов, причесок, мужчин и словарей, с каким-никаким, а все ж литературным творчеством, с обязательными запоями, морфием и суицидом...
Одним словом, все то, что пресловутому Субъекту способна дать только Страсть.
…А Ирине Жеребкиной за книжку отдельное мужское спасибо: Истеричку лучше знать в лицо. Завсегда пригодится».
Игорь Ефременков, Нешуточный Лакан страстей. Мужской субъект наедине с истерической субъективностью. Книжное Обозрение «Ex libris HГ» №41(213) 1 ноября 2001
Книга Ирины Жеребкиной называется "Страсть. Женское тело и женская сексуальность в России" (издательство "Алетейя", Санкт-Петербург, не хухры-мухры тебе, 2001 соответственно год). По сто семьдесят девять рубликов, между прочим, к примеру, в "Библио-глобусе". Ага. Женское тело, да еще в России... В голову первым делом приходит баня, необъятные панталоны на соседском балконе и очередь в гинекологический кабинет. Нет! И еще раз нет! Ирина Жеребкина пишет о другом.
Не забудем, что феминистические изыскания автора с категорически не подходящей к избранному дискурсу фамилией проходили во время действительной службы у генерала Гранта. ...
Жеребкина на всякий случай артикулирует свое понимание места исследуемой культуры - в мировом, надо полагать, контексте: "за русские культурные рамки вышел (умоляю, следите за слогом! - М. Р.) только еще другой известный Берберовой человек - писатель Набоков. Берберова за эти рамки все-таки так никогда и не вышла, как и русская культура вообще". Сказать по чести, может быть, и к счастью. Сама Ирина Жеребкина, несомненно, вышла - и каков результат? Вот она позиционирует себя как ученого, стало быть, пользуется ученой терминологией, то бишь шибко умными иностранными словами. То есть даже не пользуется от случая к случаю, а просто изъясняется на неудобочитаемом волапюке ...
Из "Страсти" можно почерпнуть массу поразительных сведений. Досталось, в общем-то, всем, но больше всего, пожалуй, повезло Достоевскому. ... лучше всего место означенного писателя в мировой культуре характеризует, конечно, определение: "великий любовник Аполлинарии русский писатель Федор Михайлович Достоевский". Кстати о "загадочной" (и репрессивной) русской культуре. Феминистская сущность Жеребкиной прямо-таки обмирает при столкновении с ее отъявленной нелогичностью. ... На миг забыв о научной терминологии, Жеребкина криком кричит об оскорбленной, растоптанной, преданной поруганию и пораженной в правах женщине тоталитарного дискурса: "Как еще женщина, помещенная в границы мужской логики Вечной Женственности, может предъявить себя и свое "я"? Через наркотики, измены, пьянство, попытки самоубийства". Бе-една-я!!!
Но, кажется, г-жа Жеребкина (да и ее учителя) в истории литературы не сильна. ... Впрочем, и владение теорией литературы не назовешь сильной стороной исследовательского таланта г-жи Жеребкиной ... Но поскольку мы имеем дело с феминистским, значит, подчеркнуто женским текстом, не стоит удивляться, что в нем проявились черты типичной женской непоследовательности.
Что все-таки хочется сказать - побольше бы таких книг. Настоящих. Прогрессивных. Смело открывающих правду. А то болтают о феминизме невесть что. А тут вот он (или она?) - сам (сама?) рассказывает о себе. И все сразу предельно ясно. Товар, что называется, лицом. Ну или не лицом. Другим местом. Главное, женским.
Мария Ремизова Вагинетика, или Женские стратегии в получении грантов Опубликовано в журнале: "Новый Мир" 2002, №4
|