УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СЕТЬ ПО ГЕНДЕРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ ДЛЯ СТРАН БЫВШЕГО СССР

ХЦГИ
рубрики : главная : книжная серия "Гендерные Исследования" english
ХЦГИ
события
институт летних школ
журнал ХЦГИ «Гендерные исследования»
книжная серия ХЦГИ «Гендерные исследования»
дискуссионный список рассылки
cетевые ресурсы по гендерным исследованиям в бывшем CCСР
исследовательские проекты
международные партнерские проекты
стратегический семинар
база данных модулей по гендерным исследованиям
публикации ХЦГИ
библиография
спецкурсы
дистанционное обучение (2002-2007)
контакты

Ирина Жеребкина. Женское политическое бессознательное
СПб.: Алетейя, 2002. - 224 с.

Главная проблема книги - исследование структурного разрыва между символическим и реальным в производстве женского в традиционной украинской культуре: как на уровне доминантных дискурсов, так и на уровне "самих женщин". Специальной задачей книги является анализ симулятивного замещения одних дискурсивных ценностей (собственных задач женского движения) другими (политическими задачами формирования национального государства) и функционирования одних ценностей культуры вместо других.

«Женское политическое бессознательное» — это книга о философских и политических тайнах того дискурса, который скрывается за «женским лицом» национализма и «национальным лицом» женского движения. Междисциплинарный характер исследования делает его интересным для специалистов - политологов, психологов, философов, социологов - и для широкой публики. Это первая серьезная феминистская работа в Украине и одна из первых феминистских работ такого уровня на русском языке. Читатель найдет здесь новые и острые подходы к национальной истории - феминистскую критику, психоанализ, постструктуралистскую философию. У автора найдется множество последователей. Как известно, первый шаг самый трудный; зато он несет в себе обаяние открытия.»

Александр Эткинд

«Дивись страшну феміністичну книгу-атаку «Женское политическое бессознательное», видану 1996 року у Харкові — столиці російського фемінізму в Україні.»

«Ірина Жерьобкіна (чесне слово, у неї таке прізвище!), це одна така феміністка із Харкова, недаремно написала в одній страшній книжці, що в українських народних піснях жінка тільки те й робить, що голосить, як дурепа, нібито немає більше ніякого виходу.»

«Маніфестуючи методологію для феміністичних стратегій аналізу, Ірина Жерьобкіна проводить власне шовіністичне дослідження творчості Шевченка. Однозначно визначившись щодо націоналізму як політичного типово чоловічого дискурсу влади, вона так само однозначно прочитує Шевченка як ворога українського фемінізму. Такий аналіз є поверховий, тенденційно заданий, редукційний за своєю внутрішньою логікою.»

Ніла Зборовська / Марія Ільницька,
Феміністичні роздуми / На карнавалі мертвих поцілунків.
Львів, Літопис: 1999.

«...припускаю, що для багатьох читачів не тільки в Україні, але й у Східній Європі чимало в книжці буде несприємливого, а то й обурливого. Наскрізь негативне ставлення до держави та до націі як до носіів не тільки влади, але насильства, особливо над жінками, звертання до фольклору й Шевченка по докази звихненості жінки-українки через колективне насильство над нею, твердження, що самосвідомість в Україні формується винятково в конфронтації з котримсь із численних «ворогів» України не можуть не викликати заперечення.»

Марта Богачевська-Хомяк,
Тендер довкола гендеру.
Критика, рік 2 (1998), число 3 (5)

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

РАЗДЕЛ I.
МЕТОДОЛОГИЯ: НАЦИЯ, ЖЕНЩИНЫ И ДИСКУРС

НАЦИОНАЛЬНОЕ ВООБРАЖАЕМОЕ

1. Новая легитимация насилия: национальное воображаемое
1) Национальное воображаемое, или "нация больше, чем она есть"
а) политическое воображаемое: о реальности насилия
б) национальное воображаемое: двойная логика исключения "другого"
2) Новая легитимация насилия
а) ретроактивная логика
б) скрытый характер телесной нормализации
в) насилие через удовольствие: "субъекты желания"
г) права человека как структура воображаемого
2. Фантазии женского в национальном политическом дискурсе, или национальное и сексуальное
а) роль фантазии в политическом дискурсе, или скрытое обещание
б) фантазии женского
в) фантазии материнского: изнасилованная мать
3. Феминизм, государство и национализм: возможности и препятствия для развития женского движения
а) теоретические штудии Запада
б) ...и опыт постсоветских стран. Или снова к вопросу о насилии
"НАЦИЯ И НАРРАЦИЯ"
1. Логика демократии и репрезентация женского: функция языка
2. Женщины, дискурс и история: Геродот, Грушевский и Фуко
а) женская история глазами мужчин, или мужское симулятивное женское
б) постструктуралистские принципы интерпретации истории, или о дискурсивных возможностях herstory
в) логика "другости", или два типа интерпретации "женского" (Шевченко и Марко Вовчок)
РАЗДЕЛ II.
ИСТОРИЯ: МЕЖДУ НАЦИОНАЛИЗМОМ И ФЕМИНИЗМОМ

НАСИЛУЯ СИМВОЛИЧЕСКИМ

1. "Девка-бранка", или "женская доля" в украинской фольклорной традиции
Методология. Женщина как эротический объект
2. Женщина мужского украинского романтизма: рок бинаризации, или женщина как символ
Методология. Садомазохизм: функционирование женских образов в традиционных культурах
3. "Старые" и "новые" символы женского в украинском реализме
Методология. Что такое женская сексуальность?
МЕЖДУ ЛИТЕРАТУРОЙ И ЖИЗНЬЮ. ЗАРОЖДЕНИЕ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В УКРАИНЕ
1. У истоков дилеммы: феминизм или национализм? Наталья Кобринская и Олена Пчилка
Методология. Парадоксы колониального сознания: между партикулярным и универсальным
2. Женщина-автор в украинской литературе: "жіноча доля" или "жіноча воля"? Ольга Кобылянская и Леся Украинка
Методология. Понятие "женской литературы" и его политическое значение
ЖЕНЩИНА-НАЦИЯ
1. Революция 1917 года как фактор развития теории украинского национализма
а) от культурного национализма к политическому
б) "изобретение традиции" в мужской интерпретации: от старого фольклора к новому
2. Новая женская политическая субъективизация, или "Союз украинок"
а) "усиление политической активности масс..."
б) jouissance feminine в украинской культуре?.. (Милена Рудницкая и Олена Телига)
3. Жертва Нации
Методология. Женщина как жертва
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СИМВОЛИЧЕСКОМУ. FEMINA SOVIETICA, ИЛИ НОВОЕ СОВЕТСКОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ
1. Открытие сексуальности
а) сексуализация женского, или переосмысление женского в украинской советской культуре
б) "женщина как агрессор", или "женская речь" в украинской советской литературе в интерпретации мужчин
2. Возвращение к символическому, или новое советское символическое
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Логика или/или сегодня: Киркегор и/или Кучма.

разработка сайта: Вирченко Руслан