Юлия Кристева. Силы ужаса: эссе об отвращении СПб.: Алетейя, 2003. - 256 с.
«В Париже, куда Юлия Кристева прибыла в начале 1965 года, ее называют «вульгарной болгаркой». Из России же она видится дивой французского постмодернизма, далекой и недоступной – переводы ее работ н а русский язык до сих пор ограничивались маргинальными журнальными публикациями. И вот – самая скандальная, самая знаменитая книга Кристевой, написанная ею в 1982-м и взбудоражившая всю женскую половину мирового интеллектуального сообщества, да и неинтеллектуального тоже.
Начинается «Сила ужаса» феноменологией отвращения – тошноты, рвоты, страха, потеющих рук, немеющего языка. Заканчивается – философией материнства с оглядкой на Селина: «Темная сила, униженная и жалкая, когда она пытается использовать и сделать своим ремеслом свой пол, женщина может быть эффективной и грозной иначе, когда она социализирована как супруга, мать или деловая женщина… Истерический транс перетекает в убийственный заговор, мазохистская бедность преобразуется в коммерческий триумф». Излишне говорить, что эта книга обеспечила Юлии Кристевой пожизненное звание классика современного феминизма»
Пять книг недели. Книжное обозрение «Exlibris HГ», № 39 (243), 30 октября 2003 г., с.1
Содержание
Власть и ее ужасы: полилог Юлии Кристевой (Миглена Николчина)
- Художник и мать
- Эпистемологическое пространство
- Время
- Интерсексуальность
- Субьект теории
- Матереубийство
- Кора
- Постреволюционный, постэпический
«Будто матерью блюешь…»: философия материнского Юлии Кристевой (Ирина Жеребкина)
Предисловие переводчика
На подступах к отвращению
- Ни субъекта, ни объекта
- Непотребное
- Отвращение к себе
- По ту сторону бессознательного
- Изгнанник, говорящий: «Где?»
- Время: забвение и гром
- Наслаждение и аффект
- На пределе вытеснения
- Предпосылки знака, дублирование возвышенного
- До начала: разделение
- «Хора», вместилище нарциссизма
- Первкрсивное или художественное
- Каково отвращение – такова и святость
- Отвратительное пишет себя вне священного
- Достоевский
- Пруст
- Джойс
- Борхес
- Арто
- Катарсис и психоанализ
- У Платона и Аристотеля
- Философская печаль и проговоренный психоаналитиком провал
Чего бояться
- Объект – украшение тревоги
- Ганс боится неназываемого
- Фобия – метафора недостающей нехватки
- «Я боюсь быть укушенным»
- или «я боюсь укусить?»
- Пассивирование
- Чего?
- Пожирание языка
- Галлюцинация ничего
- Фобия нарциссизма
- «Объкт» фобийного желания: знаки
- Нацеленное на апокалипсис: видение
- Укрепленный замок
- Бессилие снаружи, невозможность внутри
- Почему язык предстает «инородным»
- «Знак» по Фрейду
- Знак – сгущение
- Ужас внутри
- Оскорбление материнского
От нечистоты к позору
- Страх перед матерью и убийство отца
- Двуликое сакральное
- Запрещенный инцест лицом к лицу
- С невыразимым
- Нарцисс мутных вод
- Инцест и до-вербальное
- Позор как спасительный обряд фобии и психоза
- Нищета запрета: Жорж Батай
- Фундаментальная работа Мэри Дуглас
- То же, что и запрет на инцест
- Край плавающей структуры/li>
- Между двумя силами
- Экскременты и менструальная кровь
- Материнский авторитет – хранитель «чистого» тела
- Обряд позорного – социальная установка «пограничной линии»?
- Письмо без знаков
- Оскверняющая пища – микстура
- Остаток: позор и возрождение
- Страх перед женщинами – страх воспроизводства
- Позор и эндогамия в Индии
- Очищение в Колоне
- Вскрытое отвращение: символический договор
Семиотика библейского определения низменного
- Библейская нейтрализация греха
- Стратегия идентичности
- «Материальные или аллегорические» оппозиции
- Табу оберегает жертву
- Различие человек/Бог: различие пищевое
- Левит: чистота места, чистота речи
- Пища и женское начало
- Границы собственного тела
- От сексуальной идентичности к речи и от низменного к морали
- Табу инцеста
- Пророки или неизбежное отвратительное
- Тело-отбросы, тело-труп
- Низменное трупа предотвращает желание смерти
- Таксономия как мораль
…Qui tollis peccata mundi
- Внутри/Снаружи
- От пищи до ушей: мать
- Интериоризация библейского разделения
- Деление и умножение
- От низменного к недостатку и логике
- От субстанции к акту
- Разнородное тело: Христос
- Грех: долг, враждебность, беззаконие
- Врата Инквизиции
- Грех как состояние прекрасного
- Избыток желания
- Massa damnata et metanoia 1
- Грех: от Бога или от женщины?
- Женщина или примиряющее отвращение
- Закон и/или благодать
- Признание: исповедь
- Felix culpa 1: грех говорить. Дунс Скот
Селин: ни комедиант, ни мученик
Боль/ужас
- Рассказ – прячет нежность
- «Об отложенном гниении…»
- Истории головокружений
- Боль и желание: дебильность
- Опошленная непристойность
- Резня в жилах
- Фердинанд Болезный: убийца
- Вторая мировая
- Рассказ? Нет, видение
Эти самки, что портят нам бесконечное
- Двуликая мать
- Эта жизнь? Лишь смерть
- Оскорбленная куртуазность
- Мой ребенок, моя сестра
- Подсматривающий за Фаллосом
- Карикатурный отец
Еврействовать или умирать
- Логические колебания: анархизм
- Против символического закона: эрзац-закон
- Брат
- …или женщина
В начале и без конца
- Из глубины к звуку
- Писать ненависть
- Сегментация: интонация, синтаксис
- Субъективность
- Эллипсисы: троеточие и остановка
- Смех от апокалипсиса
Силы ужаса
|